Allikas: Telia

Хольгер Хальянд: Кто поможет обуздать кибермонстра?

#küberkiusamine #suurimjulgus
Чтение на 1 мин

Оригинал статьи вышел 11.01.2018 в рубрике “Мнение” Postimees.

У нас проблема. Мы годами держим ее под спудом, убираем с глаз долой. Когда она проявляется, что случается нередко, мы отводим глаза. Мы опрометчиво надеемся, что в этом случае она нас минует или со временем рассосется сама. В последние месяцы я убедился, что это чудовище можно обуздать. И нужно! Всем вместе, потому что оно гигантское.

Зачастую этого монстра трудно распознать, и еще труднее о нем говорить. Во многих случаях он бывает глубоко личным, невидимым для посторонних. И все же, согласно статистике, каждый четвертый учащийся Эстонии сталкивался с этим чудовищем и каждый шестой – хоть раз сам его вызвал. Если честно, я считаю, на самом деле все еще хуже. Мы просто не хотим или не осмеливаемся это признать.

Недавно в «Postimees» была опубликована история подростков, которые в закрытой группе Facebook издевались над соучениками, обсуждали их внешность и желали смерти им и их близким. Истории о травле в интернете давно не новость, а повседневная реальность, с которой нам приходится иметь дело. Злобные комментарии в социальных сетях, на новостных порталах и в любых других интернет-ресурсах стали естественной частью нашей жизни. Почему же мы миримся с этим в киберпространстве, когда в повседневной жизни считаем нормой общения вежливость и доброжелательность? Тем более, что злоба еще никого не сделала счастливым. Мы должны преодолеть страх и говорить о киберпреследовании честно и открыто. Испорченное чудовище нужно обуздать сейчас, сразу, более подходящего момента не будет.

 

БУДЬ СМЕЛЫМ

Преследование через интернет и смарт-устройства не требует смелости. Смелости требует противостояние преследованию и поддержка тех, кто не может защитить себя сам. Задача состоит не в том, чтобы указать на обидчика пальцем, наказать его или пристыдить. Это не поможет. Нужно попытаться обратиться к исходным причинам. Вступить в диалог с теми, кто занимается или раньше занимался преследованием, а также со свидетелями, играющим важную роль в борьбе против насилия. Осмельтесь замечать преследование, вмешиваться, предлагать жертве поддержку и помощь.

Преследование в интернете коварней обычного тем, что его воздействие анонимно для преследователя. Нет немедленной обратной связи, не видно причиненной боли, и в результате ниже способность к эмпатии. Что хуже всего, для жертвы преследование может идти круглосуточно и ежедневно, сопровождая ее из школы домой, от устройства к устройству. Как родитель я знаю, что это давно уже не проблема отдельного ребенка, класса или школы. Это в равной степени серьезная проблема в каждом уголке Эстонии, и в городских, и в сельских школах.

 

ТЕРРИТОРИЯ ДЕЙСТВИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ

Но откуда это берется? Ведь и дома, и в школе, и на работе действуют неписанные правила вежливости, и мы их соблюдаем. Конечно, время от времени прощупываем границы, но при этом все же остаемся сами собой. Если даже оступаемся, то признаем свою вину и движемся дальше.

Когда человек остается один на один с клавиатурой и монитором, ситуация меняется. Возникает некоторая отстраненность и даже мнимое ощущение анонимности. Забывается обычная система ценностей, исчезает бывшая до этого момента нормой культура общения. Свернув с основных магистралей социальных сетей на ее боковые улицы, можно столкнуться с вопиющим бескультурьем.

Если в реальном общении мы считаем сквернословие и оскорбления неприемлемыми, то с какой стати они допустимы в виртуальном мире? Грамотность в киберпространстве важна настолько же, как и умение корректно выражать свои мысли в реальной жизни. Когда мы передаем собеседнику визитную карточку, то хотим, чтобы наше имя вызывало только положительные ассоциации. Однако в случае с виртуальной визиткой срабатывает уже упомянутое иллюзорное ощущение анонимности. Ну, или примерно так у меня получается понять то, что приходилось читать собственными глазами.

Мне кажется, что ошибка происходит тогда, когда мы предполагаем, что этические нормы при смене окружающей среды автоматически заработают в новой среде. Не факт, что мы останемся прежними, вступив в киберпространство. Ведь мы покидаем территорию действия своих нравственных кредо. Масштаб изменения для каждого человека зависит от того, насколько адекватной или зрелой окажется его система ценностей. Если она только формируется или человек не работает над ее развитием, создается благодатная почва для ростков киберпреследования.

 

МОСТ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРАМИ

Запущенная Telia осенью прошлого года социальная кампания по профилактике киберпреследования помогла мне понять, как формируется система ценностей ребенка в электронную эпоху. Технологический бум вызвал сдвиг в сознании – люди сначала пишут, а уже потом думают. Наша задача как взрослых состоит в том, чтобы предложить решение, как вместе с системой ценностей передать важнейший жизненный навык – умение поставить себя на место другого и понять, что он чувствует. В том числе в виртуальном мире.

Обвинять или указывать пальцем легко, предлагать решения сложнее. И все же я убежден, что правила вежливости должны действовать и в общении между внутренними «я» каждого человека, и в его внешнем общении. Будь то онлайн или оффлайн.

Мы должны занять четкую позицию, подписаться под определенными нормами и начать с азов, параллельно с нравственным воспитанием, обучать им следующие поколения. Если вместо этого мы будем по-прежнему зажмуривать глаза, в один прекрасный момент преследование может стать нормой. А это не только опасно, но и необратимо. Давайте лучше создадим и передадим дальше умение наводить мост между двумя мирами – физическим и виртуальным.

ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Успех Эстонии в цифровых технологиях несет нашему обществу необходимое положительное развитие, однако мы не должны умалчивать о его оборотной стороне. Любое стремительное развитие и изменение сопровождается побочными эффектами. Они не обесценивают само изменение, но их нужно учитывать и над ними работать. Чтобы замечать, сокращать и предотвращать киберпреследование, нужно прежде всего озвучить и разъяснить эту проблему. Наша культура общения требует эмпатии, взаимопонимания и бережного отношения. Ну и, наконец, понятно, что все «можно» и «нельзя» не могут быть предписаны. Нравственные границы выстраиваются в нас с самого детства. И с этими границами можно работать.

Спросим самих себя и своих детей, сколько мы говорим о культуре виртуального общения дома и много ли преподают ее в школе? Осмелюсь предположить, чуть меньше чем нисколько. Осенью мы сделали несколько шагов в нужном направлении, когда в рамках кампании #будьсмелым смогли донести материалы по киберпреследованию до 150 000 школьников. Кроме того, волонтеры, около ста из которых были работниками Telia, ходили по школам, распространяя информацию о том, как распознать и предотвратить киберпреследование.

Все это – лишь начало долгого пути. Для дальнейшего продвижения нужно найти в себе мотивацию продемонстрировать скрытую глубоко внутри высшую смелость. Преследование не может быть приемлемо в реальной жизни и не должно быть приемлемо ни в компьютере, ни в телефоне.

 

Хольгер Хальянд,

Директор подразделения частных клиентов